Респондент: Мухаметшин Адель, имам-хатыб Чистопольской мечети  

Интервьюер: (АО) Алена Олеговна Гуськова

Место: г. Чистополь

— В последнее время ученые отмечают, что люди стали возвращатся к религии, к традиционным ценностям. Что Вы можете сказать по этому поводу насчет Татарстана?

— В Татарстане этот процесс идет стремительными шагами, так как Татарстан богат различной историей, богат наследием, в Татарстане всегда жили представители разных национальностей и они вместе переживали различные события. Как радостные, так и какие-то потрясения. Это их очень сплотило, народ Татарстана всегда работает над своими ошибками, старается их как-то исправить. Конец двадцатого века указал на разные ошибки, и народ Татарстана старается осознать эти ошибки, учится на них, старается не наступать на те же грабли. Поэтому процесс такой стремительный.

— Если взять ислам, какие мероприятия для вас кажутся самыми главными, чтобы их проводить, чтобы все поучавствовали?

— Мероприятия, связанные с молодежью, поскольку, молодежь — это будущее народа. И не стоит забывать, что будущее молодежи в руках старшего поколения, поэтому, работа с молодежью – это долг старшего поколения. В то же время мероприятия с участием молодежи должны прорабатываться с учетом современных реалий. Для них нужны такие мероприятия, которые бы объясняли ислам для непосвященных людей. То есть для ничего не соблюдающих, не верующих людей. Чтобы люди пересматривали свое отношение, ведь мы живем в эпоху стереотипов, которые навязываются со всех сторон. И наша задача убирать эти стереотипы и показывать мир, таким, какой он есть.

— Мы уже сказали, что требуется много проектов, направленных на молодежь, здесь в Чистополе хватает ли места для таких вещей?

— Хвала Всевышнему, что он устроил все в нашем городе так, что мы получаем поддержку как от правления города, администрации, так и от бизнесменов города, которые спонсируют мероприятия, выделяют площадки для проведения этих мероприятий. Поэтому город отвечает взаимностью на наши начинания.

— Помимо вашего руководства джимаатом как Вы еще участвуете в религиозной жизни?

— Кроме работы руководителем прихода в мечети также я являюсь членом совета преподавателей нашего города. Я преподаю в разных мечетях. То есть я преподаю жизнь пророка Муххамеда ибн ‘Абдуллах ибн ‘Абд аль-Мутталиб ибн Хашим ибн ‘Абд Манафа, также я преподаю детям от 13 до 18 лет. Также я веду работу со средним возрастом от 18 до 45 провожу уроки в других мечетях, они называются «Наука и ислам». Мы рассматриваем науку через призму ислама, обсуждаем открытия последних десятилетий. Одна из последних тем, которые мы рассматривали это комплиментарность и синергетика во вселенной, т.е. как частицы распространяются во вселенной с помощью всевышнего Аллаха. Рассматриваем самы разные вопросы. Как музыка смотрит на ислам и ислам на музыку.

— Как Вы считаете, общины в Чистополе, насколько они самостоятельны по отношению к Казани, к Москве?

— Если рассматривать самостоятельность по какой-то шкале, если взять за единицу несамостоятельность и полную независимость за десяточку, то мы находимся где-то на семерке. Потому что, да мы самостоятельные, но без участия и сопереживания наших соседей, районов, которые находятся недалеко от нас. Мы с них пример берем, они с нас. Также наша столица Казань, муфтият одобряет наши действия, мы советуемся с ними.

— Чье руководство вы чувствуете больше?

— Казань, так это муфтият, это наше руководство, как велел нам наш пророк – подчиняться руководству. И оно полностью нас устраивает. А второе это наш мухтасибат, у нас уже здесь локально, в Чистополе нами руководит.

— Помогают ли вам национально-культурные автономии, диаспоры, землячества?

— Да, мы наблюдаем сильную помощь со стороны разных диаспор, со стороны таджикской диаспоры, например, она у нас очень мощная в Чистополе. Также Узбекская диаспора и т.д. они очень помогают на проведении различных ифтаров, в организации, помогают готовить на большое количество людей, плов, например. Вот это все они, потому что у них это все в культуре, в крови. Они делятся своей культурой в данном случае, на пользу всему городу, на пользу обществу.

— Как обстоят дела с государственной властью, как налаживается контакт?

— Очень позитивно, отлично, полное взаимопонимание, при любых наших идеях, начинаниях – все это воспринимается с пониманием, осмыслением. Мы вместе собираемся, решаем какие-то задачи, идеи и проекты. Мы все обсуждаем вместе для того чтобы наши мероприятия были в гармонии с остальными структурами города, будь то культурное или общественное дело. Все должно быть в гармонии, а не так чтобы – вот, мусульмане что-то сделали и это повлияло негативно на другие сферы города. Чтобы такого не было, с полным пониманием работаем. Согласование праздников идет.

— А есть ли какие-то вопросы которые решить может только власть и пока не удается?

— Это такие вопросы, которые зависят не сколько от власти, сколько от ситуации в мире. Вот взять, например, Чемпионат мира, очень масштабное мероприятие, все силы на него нужно потратить. Посвятить все внимание его проведению, любой разумный человек понимает, да и с точки зрения безопасности, в это время любые массовые скопления людей нежелательны. Поэтому проведение крупных мероприятий из-за такого мероприятия мы откладываем. Но это же не вина властей, так сложились обстоятельства. Поэтому, таких моментов, которые власть бы не помогала решить, не было.

— Как вы можете охарактеризовать цели общины, перечислите их, вашей общины, которой Вы руководите? Что вы ставите перед собой? Понятно, есть устав, где это прописывается, а что еще, какие вы видите задачи, вот вы уже сказали – работа с молодежью.

— Да, работа с молодежью и не только. Работа с людьми- с полным приходом. Это касается и женщин, и мужчин, и средний возраст и пожилой и младший. Работа ведется- больший упор мы делаем на образование, на знание. Больше на понимание, ведь мало просто дать знание- информацию, гораздо важнее дать понимание этой информации. Многие люди узнают что-то, разучивают, а понимания нет. Основная задача прихода и руководителя прихода – это именно объяснять людям, а не просто давать какую-то информацию.

— Вы бы могли назвать какие-то критерии развития общины?

— Вот она развивается потому что все дышат одним и тем же. Все сплачиваются вокруг одной идеи, в исламе же так – религия общая. Мы видим, что в исламе люди сплачиваются вокруг одной идеи. Самое главное, чтобы была единая цель, но при этом, нужно быть детьми процесса, а не рабами цели. Эти замечательные слова мне запомнились из одного из наших уроков. Цель целью, все замечательно, но нужно понимать, чтобы общество сплотить, нужно чтобы оно дышало именно самим процессом, а не только целью. Потому что при долгом недостижении какой-то цели человек может потухнуть если он раб этой цели, а если он ребенком процесса самого, то он будет рядом, не отойдет далеко.

— О чем вы рассказываете на хутбе?

— Различные темы, на пятничной хутбе у нас по уставу выделяется альманах, шура называются они, ежеквартальный религиозный альманах. Тут описываются разные темы, тема дается, это некий каркас, а дальше ты уже сам надстраиваешь. Можешь добавить что-то, какой-то пример из жизни своего города взять. Есть такая тема, например, о воровстве и дальше ты уже сам выбираешь, как ее рассказывать.

— Какое у вас отношение к представителям других направлений в исламе? Или к мусульманам, которые не причисляют себя к какому-либо мазхабу?

— Если сказать нейтральное, это получится не совсем корректно. Если сказать отрицательное, это получится не совсем этично. Если сказать положительно, это получится слишком мягко. Так что отношение к другим понимающие, сочувствующее. Не в том смысле что мы ставим себя выше других, каждый имеет право на свое мнение, на свой взгляд. Но этот взгляд должен быть хорошо аргументирован. Если у тебя есть взгляд и ты им делишься, то ты должен уметь его хорошо аргументировать, объяснить. А если же ты не можешь, то тут высказывать тебе это мнение или нет уже большой вопрос.

— Доступно ли здесь в Чистополе исламское образование?

— Может быть, вам уже показали на входе, у нас есть расписание. В каждой мечети каждый день проходят какие-то уроки. Для разных возрастов, для разных полов на хорошем уровне есть доступное образование. У нас в городе нет религиозных университетов, но есть примечетские курсы на которых даются знания и понимания. И в каждой мечети это есть. Для детей и для взрослых. Есть уроки для начинающих, есть углубленные занятия. Человек хочет изучить религию, но совместно с наукой и это тоже у нас есть.

— А за границу ездят учится из вашего города?

— Да, у нас обучаются, но обычно так официально через наш муфтият есть возможность отправить желающих.

— И последний вопрос: Вы, наверное, уже сталкивались с развитием информации о развитии исламской теологии здесь в Татарстане? Как вы можете ее оценить и что можно сделать чтобы она еще больше развивалась?

— Теология в Татарстане развивается для периода возрождения очень хорошими темпами. После двадцатого века – восьмидесяти лет, так скажем религиозного сна, после этого периода вполне хороший темп развития теологии.  И для того чтобы еще усилить эффект этого подъема татарского богословия нужно изучать наследие наших ученых, нашей местности, ведь у нас действительно богатое наследие. И конечно не забывать классические труды, основы в исламе.

— Благодарю за помощь в нашем исследовании.